ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЦЕНЕ - СТАТЬЯ АМИРЫ ДЖАМАЛЬ (часть 1)

Статья Амиры Джамаль Часть 1

Можно ли научиться «умению вести себя на сцене»? Некоторые могут поспорить, что оно берет начало в уверенности в своих силах, а также в многолетней практике. Тем не менее, я полагаю, что Ваша вера может сыграть в данном отношении решающую роль.
Если Вы стараетесь сохранить хотя бы внешнюю уверенность и самообладание, в конце-концов Вы и сами в это поверите, и, в то же время, поскольку речь идет о «якобы» реальных вещах, в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК.
Я начинаю преподавание танца во всех младших группах занятиями по «умению вести себя на сцене», умению «правильно на ней находиться». Да, этому можно научиться, и я учу их этому еще до того как они приступят к освоению базовых элементов и отработке техники танца. Достаточно взглянуть на танцовщицу, владеющую отточенной техникой, которая полностью сходит на нет на фоне ее сгорбленных плеч или прикованного к полу взгляда.
Насколько она уступает танцовщицам, которые держаться с достоинством, не тушуясь, не горбятся и излучают уверенность в себе и своих силах! Хотя уровень техничности последних может уступать более техничным, но сутулым и неуверенным танцовщицам, все равно симпатия зрителей будет на их стороне. Ну разумеется, идеальная танцовщица обладает в равной мере как блестящей техникой, так и умением вести себя на сцене!
В то же время, Вам не нужно быть уверенной в себе, чтобы излучать уверенность в своих силах. Вам не нужно быть спокойной, чтобы производить впечатление спокойного человека… Я вспоминаю истории различных знаменитостей из шоу-бизнеса, которые настолько нервничали и изматывали себя подготовкой к выступлению, что перед самим выходом на сцену чувствовали себя в буквальном смысле изможденными. Я думаю, что Вы слышали об актерах и актрисах, блиставших на сцене во время представления, однако в личной жизни это были достаточно скромные и застенчивые люди, что иногда им даже мешало.
Танцовщица может научиться искусству поведения на сцене, вне зависимости от уровня ее мастерства (вспомните, что я говорила о самом начале занятий в моих группах).
Очень часто мои ученицы не уделяют должного внимания этим урокам. Тем не менее, для танцовщицы явно недостаточно уметь лишь принимать на сцене эффектные позы. Естественно, что это умение также необходимо, однако оно является лишь составной частью сценического мастерства, и далеко не единственной.
Важной составляющей умения вести себя на сцене является НЕ ПОСТОЯННЫЙ контакт между взглядом танцовщицы и залом, особенно если Вы танцуете на приподнятой по отношению к залу, сцене. Да, именно так - не смотреть все время в глаза зрителю. Исполнительница должна смотреть поверх аудитории. Вспомните, как Вы учились водить машину. Инструктор говорил Вам, я уверена, что Вам нужно смотреть куда идет дорога, чтобы знать куда Вам ехать, вместо того чтобы пытаться рассмотреть что делается непосредственно перед капотом машины.
Если же Вы танцуете на сцене с возвышением и постоянно смотрите в глаза кому-либо в зрительном зале, как Вы думаете, что будет дальше? Вы начнете горбиться и опускать голову.
Если же Вы танцуете на одном уровне со зрительным залом, это будет не так заметно. Однако не следует забывать, что зрители все-таки сидят, и Вы все равно будете смотреть вниз.
Да, иногда, но только иногда, Вы можете глянуть на конкретного человека в зале тут или там, только не зацикливайтесь на этом. Если Вы будете большей частью просто скользить взглядом по лицам или головам зрителей, у аудитории сложиться впечатление полного визуального контакта с Вами. Каждый сидящий в зале будет думать, что, хотя Вы именно на него и не смотрите в данный момент, но обязательно смотрите на кого-то другого из аудитории!
Кроме того, не поддерживая постоянный зрительный контакт с залом, Вы сможете сконцентрироваться на самом танце, вместо того, чтобы думать о зрителях. Да, Вы правильно поняли, вместо того, чтобы думать о зрителях.
Я знаю, что это может идти вразрез с теми представлениями о танце и поведении танцовщицы, которые у Вас уже имеются. Часто танцовщицы, выступая перед знакомыми, поддерживают с ними зрительный контакт. Опять же, они могут смотреть в глаза внимательному и активно реагирующему на их выступление зрителю из общего зала.
Как только танцовщица сосредотачивается на таком человеке, возрастает вероятность того, что она начнет игнорировать остальную аудиторию, что, в конечном итоге, не соответствует самой цели зрительного контакта. Наилучшим выходом из такой ситуации служит улыбка этому зрителю, а затем продолжение танца. Даже если получиться, что часть Вашего танца будет посвящена одному конкретному человеку (например, кто-то из зрителей именинник), все равно танцовщица должна глянуть и на остальных зрителей и подмигнуть им пару раз. Чем больше внимание танцовщицы поглощено одним конкретным зрителем в связи с постоянным зрительным контактом, тем меньше она будет чувствовать музыку и свой танец и тем меньше будет ее энергообмен с аудиторией.
Я упомянула про энергию... Представьте, как общая энергия зала поднимается над зрителями в воздух. Энергетическое поле танцовщицы распространяется вокруг нее в виде шара. Волшебное искусство сценического мастерства состоит в том, как передать энергию танцовщицы залу и как получить в ответ энергию зала. Когда Вы смотрите поверх аудитории, вместо того чтобы смотреть прямо на нее, Ваше энергетическое поле распространяется поверх аудитории и смешивается с ее энергией.
Этому можно научиться и во время занятий в школе танца. Очень часто новенькие чувствуют себя неловко, когда им приходится танцевать перед остальной группой. (Такое бывает и когда ученицы не танцуют в одиночестве, а я просто говорю всей группе: «Хорошо, а теперь станцуйте мне этот кусочек»).
Контакт глазами предполагает некую интимность, в связи с чем усиливается чувство застенчивости, неуверенности и замешательства. Я добиваюсь удивительных результатов, когда я заставляю своих учениц смотреть поверх своих одногрупниц, а в глаза смотреть лишь иногда. Такая манера танца избавляет танцовщицу от ощущения, что все на нее таращатся, и позволяет ей не только раскрепоститься в танце, а еще и выразить свои чувства в танце через мимику. Кроме того, это тут же чудесным образом отражается и на позах и осанке девушек во время танца.
Поговорим о значении положения тела во время танца. Недостаточно просто держать спину ровно, так как это не та поза, которая автоматически излучает уверенность и дает Вам чувство присутствия на сцене. Этого невозможно достичь без некоего волшебного, на первый взгляд, приподнятого душевного состояния. Именно этому я учу с самой первой минуты начала занятий.
Даже профессиональные танцовщицы, которые хотят приходят ко мне, чтобы научиться искусству поведения на сцене, понимают, что вся их техника ничто без этого состояния. В качестве примера, я пару минут танцую, демонстрируя всю свою технику, однако не подключая к танцу свою душу и чувства. А потом я, ничего не особенно не делая, просто обхожу тренировочный зал по кругу, излучая радость и душевный подъем. И всегда ученицы говорят одно и то же – с точки зрения зрелищности танца, они бы хотели, чтобы танцовщица вся «светилась» изнутри радостью от того, чем она занимается, вместо пустой демонстрации отточенной техники. Не нужно думать, что я считаю, что не нужно совершенствовать технику – техника должна быть на высоте ВСЕГДА, не считая всего прочего из вышесказанного.
Кроме всего этого, я хочу сказать, что сценическое мастерство и умение вести себя на сцене в первую очередь зависит от груди и плеч, которые должны всегда быть расправлены. Все, что ниже грудной клетки – это техника (учитывая, естественно, что движения рук и движения грудной клетки подразумевают наличие хорошей техники). В то же время, как сказала моя подруга Карина, «верхняя часть тела может прикрыть многочисленные огрехи исполнения».
Естественно, наша цель свести эти огрехи к минимуму! Поэтому, пожалуйста, не обрушивайтесь на меня с критикой за то, что я спокойно отношусь к недостатку мастерства у танцовщиц, если они умеют держать себя на сцене. Все что я хочу сказать, можно свести к двум пунктам:
1. Искусству поведения на сцене можно научиться в течение одного урока (даже во время непродолжительного мастер-класса). 2. Вы можете излучать уверенность и энергию, не будучи опытной танцовщицей.
Существуют и другие моменты в освоении искусства поведения на сцене. О них мы поговорим ниже. А сейчас запомните только одно: душевный подъем, взгляд вверх и вокруг и улыбка (только не превращайте ее в застывшую маску!) и работайте, РАБОТАЙТЕ И РАБОТАЙТЕ!

Сайт управляется системой uCoz